Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Целительная сила физических упражнений известна давно. Философы, ученые и поэты Древней Греции благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями продолжали творить и в глубокой старости. Многочисленные примеры показывают: при правильной организации жизни человек с достаточной 44 двигательной активностью может на 10-15 лет отодвинуть приближение старости. Знаменитый философ Иммануил Кант, драматург Бернард Шоу, писатель Л. Н. Толстой и многие другие после умственной напряженной работы занимались физкультурой и дожили до глубокой старости.
В чем же сила физических упражнений? Есть знаменитое изречение Тиссо: „Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения". Это действительно так.
Систематические занятия физическими упражнениями позволяют укрепить здоровье и поддерживать его на достаточно высоком уровне долгие годы, восстанавливают нарушенные функции организма. Какой же должна быть двигательная активность у школьников подросткового возраста? Прежде всего, родителям необходимо помнить, что в этом возрасте происходит половое созревание, перестраиваются многие физиологические системы и органы. Психика подростка становится неустойчивой, возбудимой. Он часто переоценивает свои силы и возможности. Умеренные физические нагрузки будут снимать негативные моменты в их поведении. Систематические занятия в спортивных кружках и секциях позволят отвлечь внимание и силы школьников от пагубных занятий и нерационального времяпрепровождения. Родителям необходимо в это время максимально загрузить ребят занятиями по интересам, общественно полезным трудом, вовлечь в спортивную деятельность с тем, чтобы у них не было времени на бездумное, пустопорожнее времяпрепровождение. Постоянные занятия спортом требуют времени, в значительной степени усложняют их режим дня. Поэтому его составляют так, чтобы подросток обязательно занимался физическими упражнениями 3-4 часа в день. Важно знать, что систематически занимающиеся физическими упражнениями подростки опережают сверстников по показателям физического развития, они меньше болеют, более активны в общественной жизни школы, лучше учатся, всегда жизнерадостны. В лицее функционируют следующая внеурочная деятельность спортивно – оздоровительного направления: секция «Волейбол», секция «Баскетбол», секция «Спортивная аэробика», кружки «Шашки» и «Шахматы» В секциях и кружках занимаются учащиеся разного возраста, в соответствии с направлением. Кружок «Шахматы», например, существует в лицее 2 год, но уже сегодня ребята демонстрируют успехи, занимая призовые места в областных юношеских турнирах ( 2 место в муниципальном этапе областного юношеского турнира по шахматам среди команд общеобразовательных учреждений «Белая ладья»), а команда девушек МБОУ лицея №10 в январе заняла 3 место в городской спартакиаде школьников «Президентские спортивные игры» по баскетболу.